Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Едессия в 20-х годах
В. Акопян
После 1917 года положение едессийцев не только не улучшилось, как обещали
большевики, а значительно ухудшилось. В результате гражданской войны, которая
вонзила свой обоюдоострый клинок и в Едессию, хозяйство крупного армянского
селения было окончательно подорвано и разорено.
Окончание войны, казалось бы, создало предпосылки для восстановления
хозяйства. Однако новая власть не спешила показать населению свое гуманное лицо.
На место старых царских бюрократов пришли новые, советские. В одном из
документов оргколлегии Терского окружкома ВКП(б) за 1926 г. говорилось: "С 1920
г. в селе существовала коммунистическая ячейка из 60 - 70 человек, которая
занималась исключительно выкачиванием продразверстки. Была организована
общественная столовая для коммунистов и служащих, ставшая предметом всяческих
слухов и разговоров". Население было терроризировано действиями бывшего
предсельсовета Казарова, наводившего наган на "непослушных" граждан и на
"контрреволюцию". (HACK. Ф. 5938, On. I, 3, 5, л. 105).
Новая экономическая политика вселила в едессийцев надежду. Крестьянам было
сделано несколько экономических уступок: снижен государственный налог, увеличен
период сдачи земли в аренду, сняты различные административные помехи для
свободной торговли и др. В 1924 г. в Ёдессии "убрали" старых руководителей и
заменили новыми, которые могли бы. в более полной мере отразить новую, более
человечную, политику.
Эти меры не могли не порадовать хлебороба-едессийца, истосковавшегося по
мирному и спокойному труду, хозяйство которого находилось в плачевном состоянии.
А что оно из себя представляло в Ёдессии, говорят официальные данные: "Огромное
большинство населения (более 3,5 тыс. - В. А.) состоит из бедняков и батраков.
Количество не имеющих рабочего скота хозяйств составляет 51% (400 хозяйс1в), а
имеющих одну голову скота - 23% (181 хозяйство), беспосевные хозяйства
составляют 19% (152 хозяйства), имеющих до двух десятин посева насчитывается 34%
(263 хозяйства)" (Там же, л. 104).
Шаг за шагом восстанавливалось хозяйство армян. Получило развитие
огородничество. Причем едессийский чеснок, как и в прежние времена, славился по
всему Югу России - до Астрахани и Царицина. Вновь заколосилась степная
нива-Особое воодушевление у едессийцев вызвало предоставление их сельскому
Совету статуса национального (автономного) сельсовета. В отличие от обычного, в
национальном сельсовете использовался в качестве официального родной язык,
обеспечивалось национальное представительство в органах власти. Создавались
благоприятные условия для развития национальной культуры. Интересно отметить,
что, помимо армянского, в Степновском районе (в то время Едессия входила в этот
район) были образованы и другие национальные сельсоветы: четыре немецких
(Ольгинский, Энгенгейский, Надежденский, Эбен-тальский) и один украинский
(Андреевский).
Конечно же, сразу возникла проблема, на каком языке осуществлять
делопроизводство в органах власти сельсовета, вести обучение в школе, где
обучалось тогда около 200 мальчиков и девочек. И действительно, положение было
не из легких. Наблюдалась большая тяга к армянскому языку, на котором говорили
предки. Но им в достаточной степени (как свидетельствуют данные того времени)
владело около трети мужчин. Еще хуже едессийцы говорили по-русски.
Такая проблема была не только в Едессии. Горячие дискуссии по языку
делопроизводства и обучения велись в то время в двух армянских национальных
районах (Мясниковском на Дону и Армянском на Кубани) и десятках национальных
сельсоветах Северного Кавказа, где в 20-х годах проживало 200 тысяч армян. Во
всех этих национальных районах и сельсоветах население говорило на различных
диалектах армянского языка. Но в Едессии положение было особое. Горькая судьба
потомков древней Эдессы вынудила говорить "на смешанном и искаженном тюркском
языке".
Но так же как и в других местах, едессийцы свой выбор остановили на
литературном восточноармянском языке. И вновь зазвучали в школе звуки армянских
букв. Вместе с детьми в школу потянулись их родители. Об этом рассказывал
председатель Национального отдела Терского окрисполкома Серебрякян в своем
докладе об обследовании Едессии: "Особенный интерес, - отмечал он, - проявляет
население к жизни школы, к занятиям в ней. Некоторые родители учеников приходят
в школу и просиживают на уроках, чтобы узнать чему учат их детей" (Там
же).
Конечно, далеко не все было благополучно в двадцатые. Не все едессийцы
допускались к выборам в сельсовет, безудержной критике и даже преследованиям
подвергались те, кто осмеливался зайти в церковь... И все же эти годы ни в какое
сравнение не идут с тем временем, которое пришло им на смену. "Великий перелом"
30-х и последующих лет на долгие годы лишил надежды на светлое будущее. Остается
удивляться, как в страшной мясорубке предшествующих десятилетий сохранилась
церковь в Едессии? Церковь, которая сегодня, как и прежде, становится очагом
возрождения.
|
Категория: История Эдиссии | Добавил: Argos (10.10.2010)
|
Просмотров: 707
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|